Главная » 2019 » Апрель » 20 » ОБЗОР: Новые ледоколы помогут России в освоении Севморпути
23:48
ОБЗОР: Новые ледоколы помогут России в освоении Севморпути
Спущенные на воду новые российские ледоколы "Арктика" и "Илья Муромец" помогут в освоении Северного морского пути, считает вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий.
 
В четверг на Балтийском заводе состоялся спуск на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика". Менее чем за неделю до этого на "Адмиралтейских верфях" был спущен на воду дизель-электрический ледокол нового поколения "Илья Муромец" для Военно-морского флота.
 
"На ближайшее будущее Россия является лидером в ледокольном флоте, и это будет способствовать развитию и освоению Северного морского пути, который является нашей национальной транспортной магистралью. Ледоколы дадут возможность надёжно и круглогодично использовать Севморпуть в экономических целях", – сказал Стругацкий РИА Новости.
 
По его словам, Россия – единственная в мире страна, которая обладает ледокольным флотом, причём, этот флот - самый мощный в мире.
 
"Мы это доказывали не раз в арктических экспедициях. Благодаря атомному ледоколу "Россия", построенному на Балтийском заводе, в 2007 году впервые в мире был установлен флаг России на дне Северного Ледовитого океана, в точке полюса", – добавил Стругацкий.
 
ТРИ НОВЫХ АТОМНЫХ
 
Ледокол "Арктика" был заложен в ноябре 2013 года и стал первым из трёх ледоколов проекта 22220, которые выйдут через несколько лет на северные просторы. Длина корабля составит 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн, экипаж — 75 человек. Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Срок сдачи головного ледокола — декабрь 2017 года.
 
Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Технический проект атомохода разработан ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
 
По контракту с ФГУП "Атомфлот", Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. Двадцать шестого мая 2015 года был заложен первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь". Осенью нынешнего года планируется заложить второй серийный атомоход "Урал".
 
ВОЕННЫЙ "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ"
 
Не отстает от отечественного гражданского судостроения и Военно-морской флот. Так, 10 июня 2016 года на "Адмиралтейских верфях" был спущен на воду дизель-электрический ледокол нового поколения "Илья Муромец" (проект 21180), ставший первым кораблем подобного класса, который был построен для ВМФ за последние 40 лет.
 
Ожидается, что данное судно задействуют в составе арктической группировки Северного флота, его передача ВМФ запланирована на 2017 год. В настоящее время рассматривается перспектива серийного производства ледоколов "богатырского проекта".
 
При этом руководство ВМФ не собирается ограничиваться одним ледоколом в Арктике: ранее гендиректор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков заявил журналистам, что до конца 2016 года в интересах Северного флота на предприятии заложат еще два ледокола водоизмещением 8 тысяч тонн.
 
НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ
 
Но не только эти корабли пополнят атомный ледокольный флот. В 2015 году был выполнен эскизный проект нового российского атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Северному морскому пути. Сейчас рассматривается вопрос разработки технического проекта корабля.
 
Кроме того, идет разработка не имеющего аналогов многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Планируется, что это будет судно с универсальным оснащением, которое окажется незаменимым для обеспечения работ на шельфе.
 
Это может быть как ледокол-снабженец, предназначенный для обслуживания буровых платформ, так и ледокол для работы с подводными добычными комплексами — в таком случае в нем будут размещены, в частности, обитаемые или необитаемые подводные погружные аппараты. Наконец, это может быть ледокол для стимулирования добычи нефти и даже сейсморазведочный корабль.
 
ЛЕДОКОЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
 
Другие северные страны тоже понимают стратегическую важность Арктики, но в силу разных причин пока даже близко не могут подобраться к уровню российского ледокольного флота. Кто-то из них думает о модернизации имеющихся мощностей, кто-то — о международном сотрудничестве, но все это перспектива не сегодняшнего и не завтрашнего дня. А тем временем Арктикой все настойчивее интересуются страны не из местных широт, в первую очередь — Китай и Индия.
 
Их активность понятна. Арктическая зона одной только РФ, по оценке Минприроды, содержит начальные извлекаемые суммарные ресурсы в размере 258 миллиардов тонн условного топлива, а это 60% всех углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиарда тонн, газа — 67 миллиардов.
 
По Арктике, вдоль северных берегов России, проходит и важнейшая транспортная магистраль — Северный морской путь. Это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, западной частью Северной Америки. В последние годы он все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию.
 
США: ТРУДНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
 
Это может показаться странным, но одна из ведущих морских держав — США - располагает более чем скромным ледокольным флотом. Он состоит из четырех судов: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. Polar Star, Polar Sea и Healy, закрепленные за береговой охраной, — одни из самых мощных неатомных ледоколов в мире. Они были построены в 1970-х годах, и предполагалось, что срок их службы составит 30 лет. Но по факту приходится использовать Polar Star и Healy до сих пор, а Polar Sea уже несколько лет назад был отправлен в сухой док. Нужно срочное обновление и расширение флота, но проблема — в деньгах.
 
"У нас небольшой стареющий флот, которому нужно уделять внимание, но финансирование является очень сложной задачей", — признает эксперт в области полярных исследований вашингтонского Центра Вильсона Дэвид Биэтт.
 
По его словам, только на нужды береговой охраны Соединенным Штатам необходимо шесть ледоколов. При нынешнем положении вещей у США нет адекватных возможностей для поиска и спасения в северных водах, особенно с учетом увеличения судоходства в Арктике. "Нам нужны ресурсы, чтобы это сделать, мы не можем притворяться, что ситуация не изменилась", — подчеркнул эксперт.
 
"В США есть военные и политические руководители, которые знают потребность в большем, современном ледокольном флоте, но лишь несколько законодателей готовы выделить необходимые средства на строительство новых судов", — отметил Биэтт, добавив, что пока сенат согласен финансировать замену только одного ледокола.
 
Как и для России, доступ в Арктику для США - это еще и вопрос энергетической безопасности. "По мере повышения цен на энергоносители в ближайшей и среднесрочной перспективе будет возрастать спрос на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в Арктике, и США и Канада должны быть готовы к такой деятельности", — считает американский эксперт.
 
В любом случае отставание быстро преодолеть не удастся. "Даже удвоение или утроение финансирования оставит возможности США и Канады на уровне менее 10 судов. Большее число современных российских ледоколов будет причиной для американских оборонных аналитиков призывать к увеличению флота в США. Громкие призывы могут быть услышаны или нет, но строительство чего-то нового в любом случае займет много времени", — резюмировал Биэтт.
 
КАНАДА: ФЛОТ ХОРОШИЙ, НО СТАРЫЙ
 
Канадский ледокольный флот выглядит чуть мощнее американского — в стране есть шесть подобных судов. Но трудности те же, что и в США: устаревание существующих ледоколов и отсутствие финансирования на строительство новых.
 
"Большая проблема (заключается в том), что большинство судов довольно старые. Наш самый большой и мощный ледокол Louis S. St-Laurent был построен в 1969 году, и ему уже около 50 лет. Наши ледоколы среднего класса, которых у нас три, были построены в середине 1970-х", — подтвердил доцент политических наук Университета Калгари Роберт Хуберт.
 
"У нас есть очень профессиональный флот, который хорошо обслуживается, но никуда не деться от того факта, что он старый", — добавил он.
 
Модернизировать ледокольный флот Канада планировала начать еще лет 30 назад. Власти страны обещали построить новый ледокол на замену Louis S. St-Laurent в середине 1980-х. Но ударил экономический кризис 1990-х, и об этих планах на время забыли. С тех пор тема строительства ледокола всплывала время от времени, но до практической реализации проекта не дошло. "Проект все еще есть. У ледокола даже есть имя — John G. Diefenbaker, но в текущих планах не значится начало строительства ранее, чем в 2020 году", — отметил Хуберт.
 
По его словам, ситуация осложняется тем, что кораблестроение в Канаде находится в довольно запущенном состоянии. "Требуется время, чтобы верфи заработали. Мы делали очень хорошие суда, но потом прекратили", — подчеркнул эксперт.
 
Есть в Канаде и те, кто считает, что крупный ледокольный флот стране не нужен. Например, научный сотрудник университета провинции Саскачеван Хитер Экснер-Пиро считает, что двух-четырех современных судов вполне достаточно.
 
"Конечно, их не должно быть так много, как в России, которая имеет больше гражданских нужд и больший грузопоток вдоль Северного морского пути. Глупо говорить про США и Канаду, что они "плетутся в хвосте" или "проигрывают" России, у которой 37 ледоколов, в этой несуществующей гонке. И Канада, и США имеют менее 1% ВВП от деятельности в Арктике. Для России это порядка 20%", — указала она.
 
По ее мнению, нескольких судов ледокольного класса достаточно для эффективного сопровождения грузов, научных исследований, поисковых работ. А в военных целях ледоколы бесполезны. "Те возможности, которые есть у России в плане ледоколов, имеют нулевое влияние на их относительные оборонные позиции в Арктике, где немыслимо вести конфликты на море ледоколами", — уверена Экснер-Пиро.
 
СКАНДИНАВИЯ: СТАВКА НА СОТРУДНИЧЕСТВО
 
Ближайшие соседи России также не могут похвастаться крупными ледокольными флотами. У Финляндии судов такого класса семь, у Швеции — пять, в Норвегии ледокол всего один. И это при том что морские коммуникации для скандинавских стран жизненно важны. В Швеции, в частности, 90% импорта и экспорта доставляется морем. У Норвегии почти 90% экспортных доходов поступает от деятельности и ресурсов в море, при этом 80% морской территории страны находится на севере страны.
 
Неудивительно, что ледокольные суда Скандинавии используются по полной, что приводит к их преждевременному старению. Например, ресурс ледокольного флагмана Швеции "Одена", который в 1991 году первым из неатомных ледоколов достиг Северного полюса, был рассчитан до 2030 года. Но его так часто задействовали - как шведские исследователи, так и ученые из РФ, США, Канады, Норвегии, Индии, Южной Кореи - что, видимо, срок службы сократится на пять-семь лет.
 
В принципе Стокгольм планирует заменить все свои пять ледоколов, но произойти это может опять-таки только к 2030 году. А необходимость в этих судах не уменьшается, несмотря на дискуссии о потеплении климата.
 
"Необходимость в ледоколах есть, как и раньше, так как льда, в целом, можно сказать, не стало меньше в зимний сезон. Кроме того, отмечается также и некоторый рост судоходства в Балтийском море", — считает ответственный за работу с ледоколами шведского государственного управления судоходства Томас Орнелль.
 
Кроме самостоятельных мер, Стокгольм налаживает и взаимодействие с другими странами. В декабре 2015 года Швеция, Финляндия и Эстония подписали договор о развитии сотрудничества в области совместной эксплуатации ледоколов в Балтийском море. Кроме того, был заключен договор об укреплении научного сотрудничества в Арктике между шведским Государственным секретариатом полярных исследований и канадским министерством природных ресурсов.
 
На международное сотрудничество делает ставку и Норвегия. МИД страны разработал программу "Арктика-2030", в рамках которой ведется работа над 100 разными проектами с 50 партнерами. "Арктика 2030" призвана продвигать норвежские интересы и позицию Норвегии как ответственного игрока на севере. Выделяются средства на укрепление лидирующей роли Норвегии в области знаний, контроля за окружающей средой и природными ресурсами в северных районах, в сфере экономического развития", — пояснил статс-секретарь норвежского внешнеполитического ведомства Туре Хаттрем.
 
КИТАЙ И ИНДИЯ ИДУТ НА СЕВЕР
 
На фоне относительного затишья в странах региона активность на севере развивают страны, от Арктики совсем далекие, такие как Китай и Индия. Первый уже принят в Арктический совет как наблюдатель, все чаще в КНР высказываются в том ключе, что Арктика не принадлежит какой-то одной стране или группе государств и, соответственно, Пекин вполне имеет право на долю северных ресурсов. Одним из приоритетов объявил освоение Арктики и Нью-Дели. Пока технических ресурсов для практической работы в арктических широтах ни у Китая, ни у Индии нет, и они вынуждены арендовать ледоколы у северных стран. Но, по мнению экспертов, ситуация может измениться.
 
Роберт Хуберт из университета Калгари считает, что Китай нуждается "в утилизации арктического пространства для поддержания своих стратегических целей". При этом, отмечает он, официально Китаю в Арктике рады, "но есть опасения". Дело в том, что сейчас КНР серьезно работает над тем, чтобы набрать обороты в научной сфере, рассматривает экономические возможности, но так или иначе заходит разговор о военных аспектах.
 
"Вопрос состоит в том, что они (китайцы) хотят, наращивая свое движение на север? Они отправляли суда в скандинавские страны осенью прошлого года, посетили Финляндию, Швецию и Данию. Они также отправили пять судов на цепь Алеутских островов, подошли и вернулись обратно. Это, очевидно, было напоминанием США, что китайцы могут столь же легко прийти в американские воды, как американцы могут подойти к архипелагу Спратли в Южно-Китайском море", — подчеркнул Хуберт.
 
По его словам, все это похоже на скромные пока попытки создания нового баланса сил в Арктике. "Такой баланс может пойти очень неправильно", — заключил Хуберт.
Просмотров: 165 | Добавил: neuwristing1974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0