Главная » 2018 » Март » 21 » Statoil сдала свою долю в Штокмане
19:26
Statoil сдала свою долю в Штокмане
Неопределенности в Штокмановском проекте привели к тому, что новое акционерное соглашение было подписано. Иностранные партнеры «Газпрома» должны вернуть свои доли в проекте, но пока не спешат с этим. Рассталась со своим пакетом, как и ожидалось, норвежская Statoil.
После истечения срока действия акционерного соглашения по Штокмановскому проекту 1 июля его участники норвежская Statoil (24%) и французская Total (25%) должны были вернуть «Газпрому» (51%) свои доли. Однако пока это сделала только Statoil. Total не спешит расставаться с долей, откладывая решение на 30 августа, пишет Прайм со ссылкой на источники. Предполагается, что стороны обсудят этот вопрос на встрече.
В Statoil подтвердили, что их доля в консорциуме вернулась к «Газпрому», после того как 30 июня истекло акционерное соглашение. В то же время норвежцы не исключают возможности его продления. «Мы находимся в прямом диалоге с «Газпромом» и надеемся достичь соглашения по проекту, чтобы сделать его коммерчески выгодным для всех сторон», — сказал РБК daily председатель совета директоров компании Янник Линдбэк. Ранее из состава совета директоров Shtokman Development вышли глава Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Statoil Кюдланд Торгейр. Кроме того, в июле были уволены почти все сотрудники оператора проекта, пишет Прайм, отмечая, что их дальнейшая судьба неизвестна.
«Ситуация по поводу роспуска проекта не совсем верна», — говорит представитель Shtokman Development AG Мария Смыслова. По ее словам, компания-оператор работает в прежнем режиме. «Приостановилась только работа по техническим вопросам, сейчас мы разрабатываем нормативные документы и регламентирующую базу», — добавила г-жа Смыслова. Представители Total и «Газ­прома» от комментариев отказались. В конце июля финдиректор французской Total Патрик де ля Шевардье говорил, что компания заинтересована в этом проекте, но в части его реализации все еще есть неразрешенные вопросы.
Ранее о желании участвовать в проекте заявляли англо-голландская Shell и американская ExxonMobil (см. РБК daily от 7.06.12). При этом интерес обеих компаний к Штокману не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта.
В существующем виде консорциум Shtokman Development уже несколько лет не может приступить к реализации проекта. Основных проблем у участников сразу несколько: слишком высокие затраты на разработку, неопределенность в отношении поставок газа, отсутствие ключевых льгот. В результате принятие окончательного инвестрешения постоянно откладывалось: в конце марта совет директоров Shtokman Development вновь отложил его до 1 июля. В середине июля глава «Газпрома» Алексей Миллер сказал, что ждет завершения консультаций по формату реализации проекта разработки Штокмана к началу осени.
Аналитики сходятся во мнении, что Total изначально была более заинтересована в проекте, чем Statoil. Кроме того, вопрос достаточно политизированный. А учитывая, что у правительства более близкие отношения с французской компанией, понятно, почему она затягивает с возвратом своей доли, рассуждает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Эксперт не исключает, что проект будет приостановлен. «Газпром» будет сейчас ставить на Ямал, где у него уже есть месторождения, которые могут быть подключены как к централизованным сетям газоснабжения, так и к «Ямал-СПГ» НОВАТЭКа, добавил г-н Кокин.
Вполне возможно, что в проекте останутся Total и Shell и Statoil вернется, если ей дадут льготы, не соглашается с коллегой аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. У Statoil была стратегическая программа по сокращению расходов и рисковых проектов, таких как Штокман, отмечает аналитик. Так что все зависит от рентабельности проекта, заключает эксперт.
Просмотров: 175 | Добавил: neuwristing1974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0